Во времена Папы Сикста IV произвелись значительные перестройки в Ватиканском дворце. Еще в это же время была возведена знаменитая на весь мир Сикстинская капелла. Она была величайшим памятником изобразительного искусства времен эпохи Возрождения. Строительство этой капеллы, как и наблюдение за исполнением всех настенных росписей, тематически посвященных сюжету Ветхого с Новым заветов, поручили одному флорентийскому архитектору, некоему Дж. Дольчи. Эта капелла задумывалась еще предшественником Папы Сикста IV, то есть, папой Николаем V.
А Римские папы считались «наместниками бога на земле», они очень давно хотели располагать некоторым убежищем-крепостью, где смогли бы в особо беспокойные или смутные времена укрываться от всех внешних врагов, а также от страшного гнева римских прихожан. Сикст IV желал видеть здание таким, чтобы оно своим внешним видом в глазах католиков во всем мире представляло военный церковный оплот, а его внутреннее убранство подчеркнуло бы могущество Папы Рима. С момента основания и вплоть до настоящего времени в капелле собираются конклавы, чтобы избрать нового папу.
Подчиняясь воле римских пап, все, вовлеченные в это дело архитекторы придавали капелле вешний вид бастиона. Правда, внутри здание, несмотря на маленькие размеры, все же имело величественный вид. Это получалось, благодаря усилиям от лучших художников с декораторами того времени.
Прямоугольный зал ее условно разделен на 2 части при помощи мраморной решетки, а боковые стены в зале имеют сверху окна, между ними в проемах в полный рост нарисованы первые папы. Нижнюю часть всех боковых стен украсили росписи на ткани, а средний ярус полностью заполнен большими и маленькими фресками, иллюстрирующими историю Ветхого и Нового заветов.
Столь известные художники своего времени, как Бернардино Пинтуриккио, а также Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо, а еще Козимо Россели приняли активное участие в росписи и в декорировании Сикстинской капеллы, в то время как ее плафон был расписан великим Микеланджело. На всю протяженность боковых стен в капелле располагаются 12 прямоугольных фресок. А ее алтарная стена сплошь расписана фресками Перуджино. В основном они на тему «Нахождение Моисея» или «Рождение Христа», правда, дошли до нас они лишь в описаниях.
Позже, в соответствии с указанием одного из римских пап данные фрески специально сбились, а на стене от пола и до потолка создалось одно из наиболее замечательных мировых произведений в монументальной живописи. Речь о знаменитой фреске Микеланджело, называемой «Страшный суд». В 1508 году папой Юлием II было поручено Микеланджело расписать весь потолок в Сикстинской капелле. Тот к данному времени был уже хорошо известен в качестве выдающегося скульптора, и потом он, как мог, уклонялся от росписи, предложив поручить задание Рафаэлю.
Но, Папа был неумолим, так что художник не сумел отказаться. В августе в 1508 году Микеланджело поднялся на леса, специально возведенные для росписи, правда, мысли его по-прежнему были полны обнаженных скульптурных образов, которые он якобы должен был сделать для папской гробницы, что в соборе имени святого Петра.
|